среда, 12 марта 2014 г.

Дождь – это хорошо или плохо? О чем можно договориться по пути в детский сад...


Ну да, вот такая я бестолковая мама! Поговорить с пятилетним сыном «за жизнь» все время как-то недосуг. Работа, дом, а дома – готовка, уборка, окончание той работы, которую не успела сделать. А еще младший сын под боком крутится – не до душевности со старшим. И папа (муж мой, значит) пришел с работы, требует кушать. Ах, да, еще любимый сериал и новости показывают. А если их нет – сын садится за вечернюю телесказку.





Вот и получается, что единственный шанс обсудить дела первоочередной важности – сделать это по пути в детский сад или на тренировку, или к логопеду. О чем же поговорить?

Система противоречий в концепции ТРИЗ

Теорию решения изобретательных задач применяют в разных сферах жизни, в первую очередь, в бизнесе. Но талантливые педагоги адаптировали систему ТРИЗ для детского сада и школы. Это развивает у детей фантазию, подталкивает к нестандартным решениям, учит принимать оригинальные решения.

Прикупив как-то учебное пособие на эту тему, я была полна энтузиазма – непременно заниматься ребенком. А что? 15 минут раз в неделю. Корона не свалится! Но до воплощения книжных уроков я так и не дошла. Потому что сначала эти уроки нужно изучить, потом применить. И чтоб все естественно, без обмана. В общем, дома не получилось.




Зато сработало по дороге в сад! Путь от дома до детской «работы» как раз занимает 15 минут неспешным шагом. Предложенную в книге атрибутику в виде игрушки-провожатого мы отбросили. Идем себе и изучаем. Сейчас вот обсуждаем противоречия в природе: в каких случаях солнце – это хорошо, в каких – плохо, а дождь – всегда ли это так неприятно? И время проходит быстрее, и польза какая-никакая.

Выдумываем загадки или рассказы

Эту игру мой сынишка приволок из сада. Загадки или рассказы в стиле «блюз». То есть, загадываем то, что видим по дороге. Описываем предмет собеседнику, который должен это угадать. В этом искусстве мы добились высшего пилотажа – называем еще и букву, на какую слово начинается. Алфавит какими-то невероятными способами стал ребенку известен.

Почему мы? Потому что загадки задаются по очереди – сначала я придумываю, потом сын. Если я вдруг угадала, непременно получаю свою порцию похвалы – «Молодец!» Очень смешно (сдерживаемся, сдерживаемся, похохочем, когда сдадим ребенка на руки воспитателю).

Уроки логопеда

Походы в детский сад – идеальное для этого время. Если у ребенка хромают какие-то звуки, без специалиста порой не обойтись. Но эффекта не будет без повторения пройденного. А когда это делать? Ну вы уже догадались – в пути.

Учитывая, что трудные уроки выполняются с ребенком без особой охоты, мы устанавливаем ограничения на повторения. Это либо пять-шесть-десять слов с надоевшей «Р» и не больше (заодно тренируется счет), либо – повтор до перекрестка с Советской (заодно закрепляем географические названия города – больше не потеряется).

Если ребенок уже умеет немного читать, можно закреплять это чтением вывесок. Знает только буквы? Делаем то же самое! Понимание чтения приходит к детям не сразу, но закреплять буквы не помешает.

Вспоминаем мамино и запоминаем «ребенкино» детство

В возрасте 4-5 лет ребенку это будет еще интересно. Можно вспомнить какие-то смешные истории из детства, что-то нафантазировать. И – непременно – возвращаясь домой, спросить: а что было в саду? Не что кушали (почему-то многие мамы считают этот вопрос стратегическим), а какие занятия, с кем играл, с кем не поделил чего-то.

Ведь дома снова будет круговерть, неразбериха и суета. Но вот обнять и сказать малышу (он же еще малыш!): «Я тебя люблю!» – можно в любое время. Ведь для этого много времени не надо.




Статья перепечатана с портала "Школа Жизни"
http://shkolazhizni.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий